Вязка арматуры под ленточный фундамент - Про Тепло | Про уют в вашем доме
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вязка арматуры под ленточный фундамент

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Одним из этапов строительства фундамента является создание арматурного каркаса. Именно эта конструкция отвечает за прочность основания под домом. В комплексе с бетоном она образует надежную опору для стен.

Вязка арматурных прутьев под ленточное основание считается наиболее подходящим способом скрепления металлической основы всей железобетонной конструкции. Этот вариант не только сохраняет линейную и пространственную форму каркаса, но и дает возможность балансировать конструкции для принятия оптимального положения под воздействием создающихся нагрузок.

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента не дает возможности соединенным элементам перемещаться относительно друг друга.

Правила армирования ленточного фундамента

Для большей прочности и надежности основания под домом необходимо соблюдение правил создания армирующего каркаса:

Правила для создания армирующего каркаса

  • Использовать нужно только качественную прочную арматуру.
  • Не следует использовать для армирования гладкие прутья, так как в этом случае снижается сцепление металла и бетонного раствора, а соответственно прочность всего фундамента.
  • Продольное соединение рекомендуется выполнять способом внахлест.
  • Вязка арматуры в углах каркаса и в местах его пересечения должна иметь особую прочность.

к оглавлению ↑

Способы и схемы вязки арматурного каркаса

Чаще всего арматурный каркас представляет собой объемную коробчатую конструкцию из горизонтальных и вертикальных прутов. Существует несколько способов создания металлического скелета:

  • Из прутьев создаются четыре решетки, которые соединяются между собой, формируя грани прямоугольного короба.
  • Из арматуры делают прямоугольники с закругленными углами. Затем выполняется соединение прямоугольных колец по сторонам с помощью длинных прутьев.
  • Самым прочным и дорогостоящим способом считается создание каркаса в виде кристаллической решетки, имеющей прямоугольную форму. В принципе этот вариант повторяет предыдущие способы, но отличается большим внутренним усилением.

к оглавлению ↑

Схемы вязки проволоки

А теперь ответим на вопрос: как же все-таки правильно вязать арматуру для ленточного фундамента? Соединять прутья арматуры с помощью вязальной проволоки можно по нескольким схемам:

Правила вязки проволки

  • Глухим узлом.
  • Крестовым узлом.
  • Двухрядным узлом.
  • Вязкой узлов из проволоки в углах.
  • Вязкой в пучке без подтягивания.

В любом случае для работы понадобится специальное приспособление для вязки. В специализированных строительных магазинах можно приобрести вязальный пистолет для арматуры. Более простым приспособлением является вязальный крючок. В крайнем случае, можно использовать обыкновенные пассатижи. Классический вариант вязки арматуры с помощью проволоки подразумевает выполнение следующих действий:

  • Отрезают проволоку длиной около 30 см и складывают ее пополам.
  • В левую руку берут проволоку, а в правую – приспособление для вязки.
  • Проволоку подводят под соединение арматурных прутьев и вставляют крючок в проволочную петлю.
  • Прутья огибают проволокой и кладут на крючок ее концы.
  • Вязальное приспособление поворачивают в направлении движения часовой стрелки так, чтобы концы проволоки были замотаны вместе.
  • В процессе вязки главное не перетянуть проволоку, чтобы избежать ее разрыва. По советам опытных мастеров достаточно сделать три оборота крючка.
  • Крючок вытаскивают из петли – соединение завершено.

Весь процесс вязки очень трудоемкий и долгий, так как для армирования ленточных фундаментов требуются объемные каркасы достаточно больших размеров.

Пошаговая инструкция по укладке и вязке арматуры

Вязать арматурный каркас и укладывать его на место одному человеку достаточно сложно и неудобно. Лучше всего выполнять работу командой из двух или трех человек.

Наиболее простым и удобным способом считается вязка арматуры на земле с последующей укладкой готовых элементов каркаса в траншею.

Создавать металлический скелет нужно в определенной последовательности:

  1. Готовят прутья арматуры. Для этого необходимо разрезать длинные прутья на нужную длину.
  2. На ровной площадке укладывают два длинных прута и выравнивают их торцы.
  3. Отступив от края прутьев около 20 см, одним из способов привязывают с двух сторон горизонтальные распорки.
  4. Выдерживая расстояние от 20 до 40 см, привязывают аналогичные распорки по всей длине. В результате получился один элемент каркаса.
  5. Чтобы получить вторую часть, необходимо повторить действия.
  6. Далее нужно скрепить вместе обе части. Для этого по краям конструкций привязывают по две горизонтальные распорки.
  7. Теперь аналогичным образом связывают каркас по всей длине.
  8. На дно траншеи устанавливают подкладки, имеющие высоту около 5 см. На этих подкладках будет лежать нижний ряд каркаса. По бокам траншеи устанавливают подпорки, которые будут удерживать сетку в нужном положении.
  9. Далее измеряют не провязанные углы и стыки и отрезают соответствующие куски арматуры. Этими отрезками собранные на земле сетки будут связываться в единую конструкцию.
  10. Вязку арматуры выполняют методом внахлест. Вначале связывают нижние повороты, после переходят к вертикальным стойкам, а в последнюю очередь выполняют вязку верхних поворотов.

к оглавлению ↑

Другие способы соединения арматуры

Вязка арматуры считается самым надежным способом соединения прутков арматуры при создании каркаса для ленточного фундамента. Однако существуют и другие варианты монтажа металлического скелета:

  • При помощи сварочного оборудования. Имея в арсенале сварочный аппарат и некоторые навыки по работе с ним, можно быстрее и проще создать каркас для фундамента из металлических прутьев. Но в этом случае стоит учитывать особенности такого соединения арматуры. Во-первых, сварка способствует утончению металла, делая его более хрупким. Во-вторых, сваренный каркас будет надежным лишь в том случае, когда правильно подобран металл и электроды, а также соблюдены все нормы и правила.
  • Соединение внахлест. Этот способ предполагает не поперечное, а продольное соединение прутьев. При этом отдельные концы арматуры имеют выпуск не меньше 15 см для последующей обмотки проволокой.
  • С помощью пластиковых ленточных хомутов. Такой способ может использоваться при строительстве фундамента под небольшие конструкции. Соединение пластиковыми хомутами делает процесс вязки несколько проще. Однако стоит помнить, что такой каркас менее устойчив к нагрузкам, а под воздействием низкой температуры пластик может лопнуть.
  • С помощью зажимов или скоб, выполненных из пластика или стали.

к оглавлению ↑

Вязка композитной арматуры

Одним из видов композитной арматуры являются стеклопластиковые элементы, которые в последнее время пользуются большой популярностью при возведении фундаментов. Объясняется это наличием некоторых преимуществ:

  • Более низкая цена.
  • Небольшой вес.
  • Не поражается коррозией.
  • Высокие прочностные характеристики.

Соединение стеклопластиковой арматуры выполняют по тем же правилам, что и металлические прутья. Но следует выбирать способы, исключающие сгибание прутьев, так как стеклопластик при сгибе легко сломать.

Вязать современный армирующий материал можно традиционной вязальной проволокой. Однако наиболее эффективным считается использование специальных зажимов, для изготовления которых используется литой полиэтилен.

Вязка арматуры под ленточный фундамент – процесс не сложный, однако он требует внимательного отношения к каждому элементу. От правильной вязки арматурного каркаса зависит прочность и надежность основания и будущего строения в целом.

Правила вязки арматуры под ленточный фундамент

Сооружая фундамент для дома, надо учитывать все требования, предъявляемые СНиПами. Потому что от правильно проведенных строительных работ зависит качество конечного результата. Это в полной мере относится к вязке арматуры под ленточный фундамент. При кажущейся несложности процесса, требования к нему достаточно жесткие.

Хотя сама вязка не требует жесткого крепления арматуры между собой, потому что важная составляющая металлической конструкции – это удерживание объемности и возможности балансировать при заливке и застывании бетонной смеси. То есть, без изменения размеров и формы каркас принимает идеальное положение под воздействием нагрузок, действующих на него со стороны бетона.

Виды арматуры

Сегодня в строительстве для заливки ленточного фундамента используют обычную стальную арматуру и новую – композитную. Оба вида применяются для сооружения конструкций каркасов, но вопрос, какая лучше, сегодня один из актуальных. Итак, давайте разберемся, какую арматуру надо выбирать для заливки ленточного фундамента.

Металлическая

В этой категории материала три вида: холоднодеформированная, термомеханическая и горячекатаная.

Не будет влезать в дебри технологий производства каждого вида, просто обозначим, что для создания высокой прочности фундамента применяется горячекатаный вид класса АIII.

Это арматура с рифленой поверхностью, которую укладывают в продольном направлении. Именно она несет на себе все основные нагрузки (на растяжение и на изгиб), которые действуют на фундамент дома.

Есть в конструкции армирующего каркаса и еще два элемента: вертикально установленные стержни и поперечные. Первые вместе с продольными составляют основу каркасных решеток, вторые отвечают за соединение нескольких армирующих сеток между собой.

Поэтому для этих двух групп можно использовать арматуру и классом ниже, и диаметром меньше. К примеру, для вертикальных элементов используются прутки класса АII (тоже с рифленой поверхностью), для поперечин класса АI (гладкие).

Что касается диаметра, то в частном домостроении используется арматура диаметром в пределах 8 — 18 мм. Такой же размер характерен и для вертикальных стержней, а вот поперечины могут изготавливаться из арматуры 6 — 8 мм или проволоки (катанки) диаметром 6 мм. Наиболее популярный вид для поперечин – катанка. Добавим, что выбираемый диаметр поперечных элементов зависит от высоты собираемого каркаса.

  • Если этот показатель не превышает 80 см, то каркас обвязывается катанкой 6 мм.
  • Если выше данного значения, тогда 8 мм.

Обвязка арматуры стального типа производится специальной проволокой. Она мягкая и при частых циклах сгибания не рвется.

Стеклопластиковая

Пластиковую арматуру нередко называют композитной, потому что состоит она из нескольких разных материалов.

Основа у них, конечно, пластик, а вот наполнители могут быть разными: базальт, стекло и углерод.

Самыми популярными среди них – это стеклопластиковая арматура. У нее отличные технические и эксплуатационные характеристики, но цена намного ниже, чем у остальных видов.

Вот преимущества стеклопластиковых стержней перед стальными.

  1. Они не коррозируют, хотя внутри фундамента эти процессы происходят медленно.
  2. У них низкая тепловая проводимость.
  3. Они не бояться перепадов температур и влажности.
  4. Прочность на растяжение – 1000 МПа. У стальной арматуры этот показатель равен 390 МПа.
  5. Стеклопластиковая арматура в 3,5 раза легче металлической.
  6. Она не проводит электрический ток.

Что касается недостатков, опять же в плане сравнения, то упругость у стеклопластиковой арматуры намного ниже. При нагревании они быстро размягчаются и теряют свои качества. К тому же арматуру этого вида можно отнести к слабо горючим материалам. Сегодня производят специальные пластиковые прутки, которые по показателям горючести лучше. Но это все равно не входит ни в какое сравнение с металлическими аналогами.

В строительных канонах еще нет определенных стандартных подходов, на которые можно было бы опираться, отвечая на вопрос, для каких фундаментов можно использовать стеклопластиковую арматуру. Просто из личного опыта строители рекомендуют, что эту разновидность лучше использовать для сборки каркаса под ленточный фундамент, если последний закладывается под небольшие легкие постройки.

Читать еще:  Баня из пеноблоков плюсы и минусы

Требования к арматуре

При сооружении ленточного фундамента своими руками не стоит экспериментировать. Все давно уже стандартизировано и узаконено. Поэтому армирующий каркас должен изготавливаться из стальной арматуры класса А III. В зависимости от давления здания на фундамент диаметр стержней выбирается из диапазона от 8 до 18 мм.

Инструменты для вязки

Буквально лет двадцать назад никто и не помышлял об изобретение инструмента для вязки арматуры.

Во все времена использовался обычный крючок, и замены ему не находилось по той простой причине, что это самое простое приспособление, дешевое, которое можно без проблем сделать своими руками.

С помощью крючка можно было связать большое количество стального материала буквально за пару часов. Главное, что требовалось от производителя работ, иметь навык работы с этим инструментом (опыт) и знать несколько способов вязки.

Но требования, увеличить скорость проведения работ, дало толчок для изобретателей, которые стали предлагать различные конструкции крючков. Это механические инструменты и электрические. К первым относится крючок инерционного действия. Это инструмент с ручкой, внутри которой сделаны прорези по спирали. На самом металлическом крючке сделаны выступы, которые входят в эти прорези.

Получается так, что при натягивании ручки на себя, крючок для вязки начинает выходить из нее, вращаясь относительно своей центральной оси. То есть, получается так, что, вставив крючок в петлю проволоки, и начиная тянуть ручку на себя, инструмент закручивается, тем самым закручивая и проволоку.

Но лучше всех в этом плане себя показал электрический пистолет. В его конструкции имеется катушка с проволокой (она сменная), из которой последняя подается на специальный рабочий орган.

При нажатии кнопки, проволока выходит наружу и сама скручивается под вращательным действием головки инструмента.

Быстрота, высокое качество – вот основные параметры, когда приходится использовать вязальный пистолет для арматуры.

Единственный минус этого инструмента – высокая цена. Поэтому когда ставится задача правильной вязки арматуры для ленточного фундамента своими руками, то от способа с пистолетом придется отказаться. Можно обойтись обычным крючком.

Как и чем гнуть?

Существуют специальные гибочные станки, с помощью которых можно гнуть арматуру. Делается это в одном случае, когда производится армирование углов ленточного фундамента. Но не стоит приобретать оборудование данного типа, если сооружении фундамента проводится своими руками. Есть способы ни чем не хуже станочных, но по простоте производства работ куда проще.

Для этого понадобятся всего лишь две трубы, которые вбиваются в землю с расстоянием между ними в 2 см. Главное, чтобы трубы под воздействием давления от арматуры сами не согнулись. Поэтому закапывать придется минимум на полметра. Арматурный стержень вставляется между трубами и сгибается вручную относительно одной из них. И чем больше диаметр труб, тем больше радиус изгиба, и наоборот. Для изготовления угловых элементов каркаса это самый простой вариант.

Вяжем правильно

Существует большое количество способов соединение элементов армирующего каркаса при помощи вязальной проволоки. Самый простой из них – это сложить отрезок проволоки длиною 25 — 30 см пополам, и обязать ею место перехлеста двух прутков с помощью крючка. Эта схема вязания арматуры настолько проста, что в ней даже разбираться не придется.

Но есть более сложные способы вязки, которым придется учиться. Поэтому вопрос, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, до сих пор актуален. Ведь хозяин дома старается при минимальных затратах получить максимальный результат. А правильная обвязка арматуры ленточного фундамента – это гарантия высокого качества конечного результата. Поэтому давайте рассмотрим несколько способов обвязки.

Видео

Схемы и приемы

Перед тем как вязать арматуру, надо понимать, что не всегда можно использовать простые схемы вязки. Ведь фундаментные конструкции подвергаются подчас огромным нагрузкам, исчисляемым сотнями тонн. Поэтому и способы крепления надо использовать более сложные.

Посмотрите на фото ниже, где показана одна из схем вязки арматуры. Она отличается от остальных тем, что сложенная вдвое проволока как бы делает двойную петлю, с помощью которых происходит прижим одного прутка к другому. Таким способом связывать элементы каркаса не совсем удобно, но это эффективная схема, гарантирующая высокую прочность соединения. При этом надо отметить, что в поперечном направлении стержни соединены прочно, а в продольном есть свобода смещения. Таким способом обычно связывают арматуру в углах фундаментной конструкции.

К простым способам обвязки можно еще отнести и другую технологию:

  1. В двойную петлю вставляется один свободный конец проволоки.
  2. Делается два оборота крючком.
  3. Затем вставляется второй конец в петлю.
  4. Делается необходимое количество оборотов для зажима двух прутков.

Армирование углов

К армированию в углах надо подходить с особым вниманием, потому что эти участки самые нагружаемые, в них образуются разряжения высокой величины. Поэтому соединение арматуры в них производится по специальным схемам, в которых часть элементов конструкции в одной траншеи заходит в соседнюю с перехлестом сопряженных концов. Чтобы было понятно, о чем идет речь, вот несколько фотографий, на которых обозначены возможные способы соединения двух смежных участков армирующего каркаса.

Обратите внимание, что в этих двух схемах четко определены различия. Если в первой перехлест и соединение двух каркасов происходит за счет продольной арматуры, которую сгибают и направляют в соседнюю траншею, то во второй связка производится Г — образным хомутом, изготовленным из той же арматуры, что и продольные элементы армирующего каркаса.

При этом необходимо понимать, что угловые элементы всегда усиливаются вертикальной и продольной арматурой или специальными П — образными хомутами из стержней, что и вертикальные элементы. Вяжется арматура для фундамента в углах конструкции хомутами или проволокой.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что ближе к углам сооружения шаг установки вертикальных и поперечных прутков уменьшается до половины основного расстояние между ними. Это в первую очередь усиливает конструкцию. Конечно, это материальные затраты, но без дополнительного упрочнения говорить о высокой надежности конструкции не приходится.

На фотографии выше показаны всего лишь две схемы вязки арматурных стержней в углах ленточного фундамента. Их намного больше, и у каждой своя специфика проведения работ, своя точная технология стыковки и вязки.

Заключение по теме

Сооружение ленточного фундамента своими руками – это несколько строительных операций, где одна из важнейших – вязка армирующего каркаса. Насколько важна эта операция, можно понять лишь после того, когда фундамент покроется трещинами. Здесь несколько причин: неправильно сделали расчет нагрузки со стороны здания, не выдержали точно рецептуру бетонного раствора, неправильно связали армирующий каркас, который под действием нагрузок просто разошелся в теле бетона.

Случается это не так часто, потому что сам процесс вязки каркаса для ленточного фундамента достаточно прост. Но учтите, что стоит отступиться от тех правил и нюансов, о которых говорилось в этой статье, и можно пожинать плоды своего невнимания, а где — то даже расхлябанности.

Армирование углов и мест примыканий ленточного фундамента

Фундамент – это одна из наиважнейших частей любого строения, поэтому ему надо уделить особое внимание уже на этапе проектирования здания. Чаще всего в качестве основания для возведения загородной постройки выбирают ленточный фундамент, который представляет собой конструкцию из металлического каркаса, залитого бетоном. Армирование углов ленточного фундамента необходимо производить с особой тщательностью, так как именно они испытывают наибольшие вертикальные, продольные и поперечные нагрузки, как со стороны самого здания, так и со стороны грунта.

Зачем нужно армировать ленточный фундамент

Сам бетон является довольно прочным и долговечным строительным материалом, хорошо выдерживающим вертикальное давление. Однако без надлежащего армирования фундамент не выдержит нагрузок на разрыв, сжатие в горизонтальном направлении и изгиб (все это приведет к образованию трещин). Поэтому основой любого ленточного фундамента является армирующий каркас. Зная о том, как правильно армировать ленточный фундамент, а особенно углы и места примыканий, можно собственноручно построить основу любого здания, будь то небольшая дачная беседка или трехэтажный дом. Правильно рассчитанная и изготовленная монолитная железобетонная конструкция фундамента станет гарантом долговечности и прочности любого здания.

Материалы для армирования

Наибольшие нагрузки испытывают продольные части армирующего каркаса ленточного фундамента, поэтому для их изготовления используются профильные прутки арматуры диаметром от 12 до 20 мм в зависимости от нагрузки (количества этажей будущего здания и материала, который будет использоваться для возведения стен). Для вертикальных и поперечных частей конструкции можно использовать гладкую арматуру диаметром от 8 до 12 мм (зависит от веса стен и высоты «ленты»). Для обвязки арматуры используется специальная мягкая вязальная проволока диаметром 0,8-1,2 мм.

Необходимые инструменты и приспособления:

  • Специальный резак для арматуры (либо болгарка с дисками для резки металла).
  • Приспособление (может быть изготовлено из обрезков металлических уголков, швеллера и труб подходящего диаметра) для угловых загибов арматуры и изготовления вертикальных прямоугольных хомутов; Г-образных и П-образных армирующих элементов. При желании данное приспособление в заводском исполнении можно приобрести в строительном магазине.
  • Крючок, с помощью которого вяжут арматуру проволокой, или специальный вязальный аккумуляторный пистолет (можно взять на прокат – это значительно сэкономит время).

  • Специальные «стульчики» или «лягушки» для поднятия армирующего пояса на 50 мм от нижнего края гидроизоляционного слоя (можно использовать куски кирпичей подходящих размеров).
  • «Звездочки» для обеспечения зазора в 50 мм между опалубкой и армирующим каркасом.

  • Шаблоны с отверстиями для продольных частей арматуры, которые служат для удобства обвязки частей будущего каркаса (легко изготовить из досок или толстой фанеры).

Как правильно сделать армирование

Чтобы армирование было сделано по всем правилам, необходимо выполнять следующие требования:

  • Расстояние между продольными поясами арматуры не должно превышать 50 см. Количество поясов зависит от высоты фундамента.
  • Вертикальные и поперечные прутки арматуры (то есть поперечные пояса) устанавливаются с шагом 30 см согласно рекомендациям СНиП-а, но на практике часто делают шаг 50 см. Иногда поперечный пояс выполняют в виде прямоугольного хомута.
  • От каждого угла в обе стороны надо установить по 3-4 поперечных пояса с шагом 0,5 от основного.
  • От места примыкания в каждую сторону также необходимо сделать по 3-4 поперечных пояса с шагом 0,5 от основного.
  • Выбор диаметра основной продольной арматуры зависит от нагрузки на фундамент, то есть чем больше нагрузка, тем толще арматура.
  • Для вязки каркаса применяется только специальная проволока.
  • Для того чтобы после заливки раствора вокруг металлического каркаса с каждой стороны образовался защитный слой из бетона толщиной 50 мм, необходимо установить специальные приспособления: снизу каркаса «стульчики» или «лягушки», а с боков – «звездочки».
  • Армировать углы каркаса необходимо, только применяя специальные усиливающие конструкцию схемы, а не простым вязанием внахлест перпендикулярных прутьев арматуры.
  • Прямые участки каркаса желательно выполнять цельными кусками арматуры (стандартная заводская длина 11,7 м).
  • При стыковке продольных арматурных элементов необходимо строго соблюдать размеры нахлеста одного прутка на другой (для бетона марки М200 – 50 диаметров арматуры, для М250 – 40 диаметров, для М300 – 35 диаметров).
  • Недопустима стыковка продольных прутков арматуры в одном и том же месте по вертикали (разнос должен составлять не менее 60 см или 1,5 длины нахлеста).
Читать еще:  Глиняный замок для колодца своими руками

Варианты армирования прямых углов и мест примыканий

Угловые элементы ленточного фундамента испытывают наибольшие нагрузки после возведения здания. Поэтому от того, насколько качественно выполнено армирование этих участков фундамента будет зависеть надежность и долговечность всего сооружения. Простая вязка продольных элементов арматуры под прямым углом недопустима, так как такой способ не обеспечивает дополнительной прочности. Есть три основных метода армирования угловых частей и мест примыканий для ленточных фундаментов:

Первый способ

Основная внешняя продольная арматура загибается под 90 градусов. Внутренние продольные прутки также загибаются под 90 градусов и крепятся проволокой к внешним продольным пруткам. Величина загнутой части внутренних прутков должна равняться 50 диаметрам продольной арматуры. Такие же операции необходимо провести на всех горизонтальных уровнях армирующего каркаса.

Шаг вертикальных (поперечных) арматур в угловых элементах и местах примыканий должен составлять 0,5 основного шага. Это же требование к шагу относится и ко всем остальным методам армирования угловых частей и мест примыканий.

Второй способ

Этот метод анкеровки в угловых соединениях и местах примыканий для изготовления металлического каркаса считается наиболее простым и часто используется. Если длины продольных прутьев не хватает, чтобы их загнуть, применяют Г-образные крепящие элементы. Длина каждого плеча такого элементов должна составлять не менее 50 диаметров основной арматуры. Внешние продольные прутки связываются одним Г-образным элементом между собой. Каждый внутренний продольный элемент соединяется с внешним прутком арматуры с помощью Г-образного элемента. Для армирования одного углового соединения потребуется три Г-образных хомута на каждый продольный уровень каркаса. Для места примыкания необходимо по два таких элемента на каждый уровень.

Третий способ

Чтобы сделать металлический армирующий каркас более прочным устанавливаем в углах и местах примыканий П-образные элементы. Ширина таких элементов соответствует ширине армирующего каркаса, а длина – не менее 50 диаметров продольного арматурного прутка. Эти элементы вяжутся к основным продольным прутьям открытой частью буквы «П» по направлению от угла. Для армирования одного угла требуется два таких элемента (на каждом горизонтальном уровне), для места примыкания по одному элементу на каждый уровень.

Армирование тупых углов

При сложной геометрии ленточного фундамента, некоторые углы могут быть гораздо больше 90 градусов. Тупой угол также необходимо армировать по специальным схемам, увеличивающим прочность каркаса. Существуют два основных способа правильного армирования тупых углов фундамента.

Первый способ

Оптимальным решением для армирования тупого угла является загиб внешней продольной арматуры под необходимым углом. Внутренние продольные хлысты также загибаются под тем же углом, и вяжутся к внешней продольной составляющей каркаса. Длина каждой загнутой части внутреннего продольного прутка составляет не менее 50 диаметров основной арматуры.

Второй способ

Для укрепления тупых угловых частей каркаса используются дополнительные элементы, загнутые под необходимым углом. Длина плеча такого изогнутого элемента должна равняться не менее 50 диаметров продольной арматуры. Перехлест при вязке варьируется в пределах от 35 до 50 диаметров арматуры в зависимости от марки цемента, применяемой для бетонного раствора.

Ошибки армирования углов ленточного фундамента

Наибольшее количество ошибок, которые допускаются при изготовлении арматурного каркаса для ленточного фундамента, происходит именно при армировании угловых элементов и мест примыканий. Самая распространенная ошибка – вязание перекрещивающихся прутков в угловых частях фундамента, которая ведет к значительному ослаблению конструкции. На профессиональном языке это называется «разрыв арматуры».

Еще одной распространенной ошибкой является простой загиб внешних и внутренних продольных прутков арматуры без применения дополнительных усиливающих элементов. Это же относится и к армированию тупых угловых частей каркаса.

Важно! Если вязка производится перпендикулярно насечкам рифленой арматуры, то это приводит к ее проскальзыванию в момент заливки бетона и нарушает геометрию каркаса. Если вязка производится параллельно насечкам (то есть проволока укладывается в углубления на арматурных прутьях), то это обеспечивает более плотное и надежное соединение.

В заключении

При соблюдении всех норм и правил армирования, лента фундамента выдерживает значительные нагрузки и пригодна для строительства даже трехэтажного кирпичного дома.

Как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента?

Фундамент – это основа дома, качество возведения которого влияет на долговечность всего здания. Он держит массу строения, передавая нагрузку на грунт. Эта нагрузка часто не равномерная, что приводит к образованию трещин в бетонном основании. Армирование бетона придает ему большую прочность и жесткость, образуя монолитную конструкцию, работающую на сжатие и изгиб. Уложить арматуру самостоятельно, без привлечения профессионалов, может каждый, однако здесь неуместна экономия и упрощение технологий, вязка арматуры под ленточный фундамент должна проводится правильно – это гарантия прочности и долговечности дома.

С чего начать армирование

Работа по устройству фундамента начинается с разметки и подготовки грунта. Бетон можно заливать непосредственно в почву (в плотных грунтах выкапываются траншеи по размеру заливаемого фундамента) или в опалубку (рекомендуемый вариант). Перед тем, как залить бетон, необходимо провести тщательное армирование фундаментной ленты. Это можно сделать своими руками. Перед началом работы составьте схему армирования – это позволит точно вычислить требуемое количество материала.

Для частного строительства применяется ребристая арматура диаметром 12-18 мм класса А3. В том случае, если высота фундамента больше 150 мм, прутья устанавливается вверху и внизу, между собой ее связывают гладкой проволокой класса А1 с диаметром 6-8 мм. В результате образуется конструкция, в сечении представляющая собой квадрат или четырехугольник с прямыми углами, углами которого служат продольно расположенная арматура 12-18 мм, а стенками поперечные связки из гладких прутов 6-8 мм.

Для мало высотного строительства достаточно арматуры диаметром 12-14 мм. Более толстые пруты только удорожают строительство, использование их особого смысла не имеет.

Поперечные связки устанавливаются с внешней стороны конструкции и придают арматурному каркасу жесткость. Расстояния между прутами указаны в инструкции СНиП 52-01-2003.

Расстояние между прутами продольной арматуры должно быть «не более двукратной высоты сечения элемента и не более 400 мм», а «шаг поперечной арматуры следует принимать не более половины рабочей высоты сечения элемента и не более 300 мм».

Экономия на материале неуместна, но увеличение его количества прочности фундаменту не прибавит. Основную нагрузку воспринимает продольные плети каркаса, при этом верхние работают на сжатие, а нижние на растяжение.

Как соединять арматуру

Можно ли арматуру сваривать? Лучше не пользуйтесь сваркой – она ослабляет материал. Сваривать можно только арматуру с маркировкой «С». Но не имея опыта в сваривании каркаса, вы можете сталь подрезать, перекалить – все это скажется отрицательно на прочности арматурной решетки.

Правильный способ соединения прутов – это вязка металлической арматуры стальной вязальной проволокой. Такая проволока имеет толщину в 1,0-1,4 мм. Бывает простая и оцинкованная для защиты от коррозии. Для частного строительства подойдет любая. Обычно вязальная проволока предлагается в бухтах.

Для связывания используется специальный крюк, который продевается в петлю проволоки и закручивается так, чтобы проволока стянула связываемые части, плотно прижав их друг к другу. Закручивать проволоку следует с усилием, чтобы она с силой охватила оба связываемых прута. Но чрезмерные усилия прилагать не нужно – порвете проволоку. Обычно хватает несколько попыток, чтобы понять с каким усилием должна проводится вязка арматуры.

Есть разные способы вязки, но если вы не знаете как связать арматуру, то используйте самый простой способ – сложите кусок проволоки вдвое, оберните этим куском соединяемую детали, затем раздвоенный кусок проволоки вставьте в петлю, образовавшуюся при складывании проволоки. Теперь в петлю вставьте крюк и, проворачивая его по окружности, плотно затяните.

Крюк для вязки можно купить, либо его нетрудно сделать самостоятельно из гвоздя длинной 150-200 мм или куска арматуры диаметром 6 мм. Для этого гвоздь зажимается в тисках и изгибается с помощью молотка. Затем понадобится заточить один конец самодельного крюка на конус с помощью наждака, второй конец нужно будет изогнуть петлей и обмотать изоляционной лентой, превратив в удобную ручку.

В строительных магазинах предлагается специальный механический инструмент для закручивая вязальной проволоки, но для одного раза покупать его смысла нет, хотя можно взять его в аренду на 1-2 дня, если такая услуга предусмотрена.

Можно использовать шуруповерт, но в стесненных местах удобнее работать ручным инструментом, чем механическим. Крюк для шуруповерта также можно сделать из гвоздя или толстой проволоки. В этом случае с одной стороны проволока загибается, а с другой стороны крюк зажимается в шуруповерте. Шуруповертом лучше пользоваться аккумуляторным – длинный провод неудобно перетаскивать по сетке арматуры и есть опасность его повредить.

Армирование углов и примыканий

Очень часто армирование углов и примыканий в ленточных фундаментах делается неправильно, т.е. концы арматуры просто укладываются друг на друга и связываются без усиления. На углах и примыканиях арматуру следует гнуть, чтобы угол получался без разрывов. Для сгибания арматуры она зажимается в тиски, а на свободный конец одевается отрезок трубы – это позволяет согнуть прут аккуратно.

Если концы плетей приходятся на угол, то правильно будет усилить их Г-образными накладками из согнутой арматуры. Примыкания усиливают такими же накладками.

На углах ленточного фундамента образуется повышенное напряжение, при небрежном армировании они могут со временем подвергнуться деформации, усиление устраняет эту опасность. Обвязка углов арматуры поперечными вертикальными и горизонтальными связками производится с меньшим шагом – в два раза чаще, чем в остальных местах фундамента.

Стыковка прутов

Длина нахлеста при стыковке отдельных прутов арматуры зависит от ее диаметра. Согласно СНиП для прутов 12-18 мм эти значения составляют:

  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;

Связывайте перехлест в 2-3 местах – это важно для сохранения прочности арматурного каркаса.

Читать еще:  Как сделать свет в гараже

Защита стальной арматуры от коррозии

Металл не должен соприкасаться с опалубкой, грунтом или проходить слишком близко к верху бетонной заливки. От края бетона он должен отступать на 50-80 мм. В этом случае сталь будет защищена от коррозии, которая может за несколько лет ослабить конструкцию.

Наличие небольшого слоя ржавчины на металле не ухудшает свойств арматуры, но, если пруты долго хранились и покрылись рыхлым слоем коррозии, то ее нужно аккуратно счистить стальной щеткой.

Арматура из стекловолокна

В последние годы появилась арматура из стекловолокна. Это хороший вариант для мало высотного строительства. Стеклопластик обладает рядом преимуществ. Это: высокая прочность, повышенная прочность на разрыв, большая долговечность, малый вес. Пластик не ржавеет, плохо проводит холод, в отличие от стали. Это значит, в доме будет теплее. Малая масса пластика делает работу с ним намного легче, чем с тяжелым металлом.

Видео: Армирование и опалубка мелкозаглубленного ленточного фундамента

Выигрыш по стоимости

Очень хороший выигрыш получается по цене – при одинаковом диаметре стеклопластиковая арматура стоит на четверть меньше, чем стальная. Но стеклопластик прочнее стали на разрыв, поэтому при замене стальных прутов пластиковыми, можно использовать арматуру тоньше, что дополнительно уменьшает цену строительства, цена за работу наемных специалистов снижается.

Замена стальной арматуры стеклопластиковой по физико-механическим свойствам (слева диаметр стальной арматуры в мм, справа стеклопластиковой):

  • 6 АIII 4 АCП
  • 8 АIII 6 АCП
  • 10 AIII 7 АCП
  • 12 АIII 8 АCП
  • 14 АIII 10 АCП
  • 16 АIII 12 АCП
  • 18 АIII 14 АCП

Как видите, вместо металлических прутов в 12 мм допустимо использовать пластиковые диаметром 8 мм. Затраты на арматуру в таком случае снижается в два раза, вы сами можете сравнить сколько стоит металлическая и стеклопластиковая арматура и сделать выводы.

Вязка стеклопластиковой арматуры

Связать стеклопластиковую арматуру даже проще, чем стальную. Для этого применяются пластиковые кабельные хомуты, такие же как используемые для увязки в косицы проводов. Второй вариант вязки – это специальные пластиковые зажимы. И хомуты и зажимы можно легко приобрести в любом строительном магазине – с ними обвязка становится простейшей работой. Допустимо соединять пруты вязальной проволокой.

В целом армирование ленточного фундамента стеклопластиковыми прутами в 1,5-2 раза менее трудоемко, чем прутами из стали.

Недостатки стеклопластиковой арматуры

Главный недостаток – низкая температурная стойкость. Уже при 200 градусах Цельсия она теряет свойства. Поэтому в случае пожара после воздействия высокой температуры фундамент придется демонтировать. Повторно строить на нем будет нельзя. Но в частном строительстве этот недостаток не важен.У стеклопластика низкий модуль упругости (в 4-6 раз ниже, чем у стали), из-за чего пруты из него легко гнутся, но при устройстве ленточного фундамента это положительное качество.

Делайте арматурный каркас сразу и заливайте его бетоном полностью, а не по частям. Если вы хотите, чтобы фундамент был надежен, то лучше заказать бетон на заводе. Изготовленная на заводе бетонная смесь имеет гарантированное качество. При заливке ленточного фундамента бетоном, привезенным на автомобильном миксере-бетоновозе, два-три человека легко справляются с работой за полчаса.

Все способы вязки арматуры и технология под ленточный фундамент

Комплекс технических характеристик основания здания напрямую зависит от того, как выполнена вязка арматуры под ленточный фундамент. Это отражается на прочности металлического каркаса, его способности выдерживать нагрузки. В основе правильного осуществления работ закладываются знания вариантов вязки и нюансов.

Способы вязки арматуры и их особенности

Выбрать можно любой, но стоит учитывать при этом габариты будущего строения, а также требования к характеристикам фундамента. Выделяют четыре способа монтажа арматуры:

  1. Собственноручная вязка;
  2. Короткая скрутка;
  3. Нижнее подхватывание;
  4. Одной правой.

Своими руками

Проволока берется в руки и сгибается вдвое. Далее делается изгиб около пальца на 1/3 петли, в которую будет вставляться крючок после накладывания на арматурную конструкцию. Крючок вертится, захватывая проволоку с другой стороны и оттягивая по направлению к себе. Теперь его нужно извлечь, а концы подогнуть или обрезать, если они превышают допустимую длину.

Количество самих витков определяется на практике. Рекомендуется сделать 3-5 оборотов. Если их меньше, обвязка будет держаться слабо, больше – порвется проволочный каркас.

Короткая скрутка

Складываем проволоку пополам, прижима рукой к каркасу и загибая кончики в свою сторону. Потом необходимо вставить крючок, прокрутить, достать и загнуть окончания проволоки.

Нижнее подхватывание

Берется отрезок проволоки и перегибается надвое. Заводить нужно из положения снизу, захватывая петельку при помощи крючка. Остаточный «хвостик» перегибается, принимая вид петли, и скручивается. Подобный вариант вязки прочный и не требует использования особых инструментов.

Одной правой

Наиболее простой метод вязки арматуры, который можно выполнить самостоятельно и без помощников. Крючок продевается в петельку. Производится захватывание крючком второго конца, который находится в руке. В это же время делается прогиб вниз, пропуская проволоку сквозь крючок. Он вытягивается на себя, делается прокрутка 2-3 раза. Основное преимущество способа в том, что все действия выполняются одной правой рукой, а левая – свободна. Это можно использовать для фиксации в неподвижном положении арматурного каркаса.

Сводная таблица со всеми способами монтажа арматуры, а также их достоинствами и недостатками.

Способ вязки Плюсы Минусы
Своими руками Быстрота выполнения, не требует особых навыков Слабая прочность каркаса
Короткая скрутка Экономия материала, надежность Требует больше времени
Нижнее подхватывание Отсутствие необходимости в использовании специальных инструментов, прочность каркаса Подверженность коррозии
Одной правой Самый простой способ, годится для самостоятельного выполнения Малейшая погрешность приведет к деформации основания

Основательно выполненная арматура для ленточного фундамента позволяет выдерживать противостояние нагрузке и деформации. Но даже самые ничтожные погрешности могут стать причиной образования трещин, способствовать разрушению основания или его проседанию.

Вязка по охвату плоскости

Дополнительно выделяют еще два метода вязки арматуры:

  • Плоский. Подразумевает фиксацию прутов в рамках одной плоскостной грани. Обычно она располагается горизонтально.
  • Пространственный. Является наиболее распространенным, позволяет выполнять вязку арматурного каркаса под ленточный фундамент, возводимый на любом типе почвы. Это становится возможным благодаря формированию объемной конструкции, что сможет выдерживать в один момент нагрузки в разных плоскостях благодаря своей многомерности.

Вязки по особенностям фиксации прутов

В зависимости от особенностей выполнения вязки выделяют несколько методов:

Проволочный. Лучше всего подходит под арматуру для ленточного фундамента. Проволочные узлы делаются с использованием строительного крючка, шуруповерта либо обычных плоскогубцев. Смонтированный каркас характеризуется пластичностью, способностью выдерживать нагрузки одновременно в нескольких плоскостях и проявлять гибкость.

Сварочный. Используется крайне редко, несмотря на легкость выполнения, быстроту монтажных работ и прочее. Сварка придает арматурным прутьям больше жесткости, лишая их способности смещения.

  • Внахлест. Этим способом обычно вяжут плоскую арматуру, под плитную разновидность основания. В таком случае не требуются специальные инструменты, но есть два существенных минуса – способ выполнения работ сложный, а производительности высокой нет.
  • К минусам его относят неоднородность вязки и возможность смещения узла при неправильном монтаже, а также средний показатель производительности.

    Выполнение вязки арматуры

    По окончании комплекса подготовительных работ, создания дренажной системы, монтажа гидроизоляции и прокладывания коммуникаций разрешается начинать вязку арматурных прутов. Для ленточного фундамента этот процесс проходит поэтапно.

    Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента подразумевает его соответствие техническим нормам и правилам выполнения:

    • шаг сборки арматурного каркаса будет зависеть от размера нагрузки, воздействующей на конструкцию;
    • промежуток между прутами продольными по нормативам должен составлять от 20 до 40 см;
    • поперечная арматура монтируется с шагом, что равняется половине высоты опалубки, но, не превышая 30 см;
    • конструкция устанавливается на ряд кирпичей, толщиной 5 см;
    • верхняя часть арматурного каркаса углубляется по отношению к поверхности основания на 5 и более см;

  • длина прута требуется соразмерная обвязываемой стороне с показателем от 60 см;
  • рекомендуемый диаметр проволоки для армирования составляет 0,8-1,4 см.
  • стержни гнутся таким образом, чтобы все концы были заглублены в стену на 40 см и более;
  • угловые пруты фиксируются в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
  • в углах промежуток между фиксирующими хомутами делается в 2 раза меньше, чем на прямых отрезках арматуры.
  • Пошаговая инструкция выполнения работ:

  • Делается схема арматурного каркаса и выбирается способ его вязки.
  • Проводится подготовительный этап, включающий доскональный осмотр составных частей конструкции. По необходимости стержни зачищаются при помощи металлической щетки от излишков грязи – их поверхность должна быть чистой. Слегка изогнутые или деформированные пруты или проволока корректируются молотком.

  • В грунт вколачиваются опорные арматурные стержни вдоль периметра и по углам. Их вертикальность регулируется при помощи отвесов.
  • Дно выкладывается кирпичами (но не силикатными), бутовым камнем или пластиковыми опорами, оставляя зазор, чтобы бетонная подушка хорошо легла. Промежуток между кирпичами не должен способствовать провисанию каркаса.
  • Поверх кирпичной прослойки начинают укладываться арматурные стержни первой продольной плоскости. В угловой части их загибают на соседнюю грань поверхности на 25-30 см.
  • Если арматура устанавливается в вертикальном положении или составляет больше 3 м в высоту, для проведения строительных работ возводят специальные подмостки или подготавливают леса. Тогда стержни готовят к вязке, производят строповку и подачу материала на необходимый участок, разравнивают пруты согласно схеме и начинают их перевязку.

  • Для выполнения проволочной вязки готовятся отрезки проволоки длиной до 30 см под каждый узел.
  • Отрезок складывается вдвое, оборачивается по диагонали около участка скрещивания прутов.
  • Специальный крючок протягивается в петельку, которая сформировалась на другом конце.
  • Оставшийся проволочный «хвостик» протаскивается в петельку крючком.
  • Крючок остается в петле и прокручивается справа налево до момента достаточной фиксации. Обороты желательно делать аккуратно, чтобы проволока не оборвалась в результате многократного перекручивания.

  • Стержни соединяются друг с другом и с опорой.
  • Выполняется проверка горизонтальности с помощью отвесов.

  • Если используются гладкие арматурные стержни, перед их вязкой стоит учесть, что процесс будет более трудоемким из-за частого отгибания крюков в момент фиксации и прокручивания. Облегчить работу можно с помощью вязального пистолета, но это повлечет дополнительные расходы.
  • На опорную часть монтируется верхняя продольная грань арматуры, которая крепится вертикальными, горизонтальными стержнями поперек. Размер ячеек и расстояния между стержнями должно составлять 15-40 см. Если используется гладкие пруты, они подгибаются для надежности и износостойкости каркаса.
  • Способ вязки арматуры для фундамента можно выбрать любой, ознакомившись с его особенностями, плюсами и минусами. Прочность основания и его способность выдерживать нагрузки при этом будет зависеть от правильности исполнения работ и их соответствия инструкции.

    Ссылка на основную публикацию