История возникновения лоскутного шитья - Про Тепло | Про уют в вашем доме
45 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История возникновения лоскутного шитья

История лоскутного шитья

История возникновения лоскутной техники

Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».

С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.

Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork*. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветном лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно). В качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).

Patchwork — лоскутная работа; сшитый из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.

История лоскутного шитья

До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?

Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.

Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.

В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).

История развития лоскутного шитья: возникновение техники пэчворк

Помимо салата и скандала, женщина еще может сотворить совершенно из ничего прекрасные изделия ручной работы: лоскутные одеяла, подушки, коврики, шторы, одежду и аксессуары из обрезков ткани. Все это называется одним словом — пэчворк. Во все времена, в разных странах мира, в том числе и в Киевской Руси, ценили изделия, изготовленные своими руками.

Лоскутное шитье, история которого уходит в древние времена, занимает особое место среди таких широко известных видов рукоделия, как вышивка, вязание, плетение и другие. Пэчворк, квилт или лоскутное шитье – вид ремесла, при котором по принципу мозаики сшиваются самые разнообразные лоскутки в одно цельное изделие. Само название происходит от английских слов patch – заплатка, кусочек лоскутка; work – работа. Для изготовления одеял из лоскутков, стёганых изделий в России такая техника используется давно.

История пэчворка

В период возникновения пэчворка, женщины были вынуждены применять этот вид ручного мастерства в связи с бедностью и необходимостью хоть как то обновлять свою одежду и предметы интерьера.

Факты про первое упоминание самые разнообразные. Принято считать, что техника лоскутного шитья в ее современном виде зародилась в Англии. Но история ее возникновения восходит к очень отдаленным временам. В одних источниках говорится о стеганном похоронном навесе палатки египетской королевы, которая жила в 980 году до н.э. В других — о ковре, найденном в могиле, который предположительно был изготовлен в первом столетии до н.э.

В музее «Булат» в Каире находится образец египетского рисунка, который был создан из кусочков газельей кожи около 980 г. До н. э.

Следующие упоминания из истории пэчворк относятся к раннему средневековью. Это были два простеганных лоскута, между которыми размещали мягкую прокладку, Такие изделия использовались в качестве бронежилета в армии Уильяма Завоевателя. Эта броня кроме некоторой защиты давала солдатам также тепло. Бытует такое мнение, что именно подобный стеганный бронежилет и натолкнул рукодельниц на мысль создания стеганных покрывал, которые стали упоминаться в записях одиннадцатого, двенадцатого и тринадцатого столетий.

В четырнадцатом столетии было значительное изменение климата по всей Западной Европе. Зимы стали очень холодными. И это похолодание сделало стеганые покрывала предметами первой необходимости. В ход пошло все, чем только можно было наполнить такие одеяла: мох, перья, шерсть ягнят, и даже травы.

В Южной Европе такого глобального похолодания не наблюдалось, поэтому история лоскутного шитья приобрела декоративный характер. При помощи пэчворк женщины шили для всей семьи одежду и украшали свой дом.

В Великобритании и Голландии лоскутные изделия принято было считать семейными реликвиями, передаваемые из поколения в поколение, и молодых девушек с раннего возраста обучали лоскутному шитью и стёжке, при помощи которых они готовили себе приданое.

В Германии пэчворк долго не находил свое место. Правда, имеются упоминания, датированные XIII веком, в котором говорилось о том, что существовала стежка в одежде, прежде всего она применялась для уплотнения материала и термоизоляции. В этом столетии также появились так называемые гобелены, в которых можно было наблюдать классические признаки лоскутного одеяла.

Читать еще:  Дюбель для гипсокартона driva

На Руси такие ткани использовались в основном крестьянами. Но с XIX века, благодаря развитию машинного производства в России, все больше стали популярными недорогие яркие хлопчатобумажные ткани, ширина которых была 75-80 сантиметров, то есть превышала ширину кроя одежды. Экономные мастерицы стали применять оставшиеся обрезки, украшая рубахи, подолы юбок, удлиняли детскую одежду. Самые же маленькие лоскутки сшивали в единое полотно. Так появилось в России искусство лоскутного шитья, и его главный символ — русское лоскутное одеяло.

Со временем интерес к технике пэчворк начал пропадать. Это было связано с повышением благосостояния граждан. В современном мире пэчворк снова привлекает к себе внимание большого количества людей, среди которых и знаменитые художники и дизайнеры.

Техники пэчворка

В настоящее время существует множество разновидностей техники пэчворка, кроме того мастера и сейчас придумывают новые направления лоскутного шитья. Сегодня существуют уже готовые схемы, которые позволяют даже неопытным мастерицам шить сложные орнаменты из лоскутов.

В самой основе техники пэчворк лежит квадрат, который может иметь разные размеры — от больших до самых маленьких. Сшивать квадраты можно в любой последовательности, таким образом, составляя геометрические фигуры. Узоры на изделиях могут быть простыми и содержать в себе два цвета, а могут быть, и разноцветными — вариантов масса, и все зависит только от фантазии рукодельницы. Кроме того, существуют виды лоскутного шитья: пэчворк-апликация, шитье из кожи, вязанный пэчворк, килт — каждый может выбрать технику, которая будет ему по душе.

Пэчворк из кожи

Изделия из кожи в стили пэчворк были популярны во все времена. Они всегда смотрелись красиво и богато. Этот материал очень благородный, и имеет весьма непростой характер, и при этом очень хорошо кроиться, превосходно выглядит, хорош в носке и долгое время не теряет своего вида.

Сегодня изделия из кожи, изготовленные своими руками, пользуются особым спросом. Разнообразные композиции, панно, кошельки, сумки, пояса, браслеты, и этот список можно продолжать и продолжать. Вы можете самостоятельно смастерить поделки из кожи, только нужно немного запастись терпением. Советуем вам воспользоваться некоторыми советами при создании изделий из кожи:

  • Детали из кожи ни в коем случае нельзя смётывать, потому что остаются следы, поэтому перед тем, как прострочить деталь на швейной машинке, скрепите их булавками.
  • Сшитое изделие нельзя распарывать, так как останутся следы от иголки.
  • Чтобы лапка швейной машинки хорошо шла по коже, ее необходимо предварительно смазать подсолнечным маслом.
  • Подкладка к изделиям из кожи пришивается так же как и к изделиям из обычной ткани.
  • Если изделие их кожи загрубело, и потеряло первоначальный вид, его нужно смазать на сутки в глицерине.

Чтобы овладеть техникой лоскутного шитья, необходимо, в первую очередь, ваше желание и терпение. Самое трудное – это начать. Но если вы это сделаете, то оторваться от творения лоскутного полотна практически невозможно – такой увлекательный и неповторимый этот мир пэчворка!

История лоскутного шитья (кратко). История лоскутного шитья в России

Техника лоскутного шитья с давних пор известна во многих странах. Заключается она в составлении разнообразных композиций — мозаичных узоров — из выкроенных по шаблону лоскутков ткани, как пестрых, так и однотонных. У нас такое творчество получило название лоскутной (ситцевой) мозаики.

В композициях, выполненных в данной технике, отсутствуют видимые швы на лицевой стороне изделия, в отличие от аппликации (нашивания лоскутков на единый фон). Оба направления могут присутствовать и прекрасно сочетаться друг с другом в одном и том же изделии.

История лоскутного шитья интересует многих. Как и когда возникла эта необычная традиция «собирать» вещи из кусочков ткани? В какой стране она зародилась? Давайте ненадолго перенесемся в прошлое.

История возникновения лоскутного шитья

Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами. В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами. В 1920 году английским археологом А. Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников.

История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна. Есть предположение, что ремесло сие пришло с Востока вместе с возвращавшимися из крестовых походов рыцарями, которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани. Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества.

Западное название такой техники — пэчворк. Этот практичный и недорогой вид декоративно-прикладного творчества первоначально существовал в Англии, куда с XVI века свозили из Индии отличные хлопчатобумажные ткани ярких узоров и расцветок. Характерным признаком достатка в доме служило роскошно декорированное набивным рисунком или вышивкой индийское одеяло.

Англия как родина пэчворка

Так как подлинные колониальные товары далеко не всем были по карману, достаточно быстро английскими мануфактурами было освоено производство подделок — одеял местного производства, выполненных из привозных тканей. С 1712 года правительством Англии в целях развития собственной мануфактурной промышленности было запрещено ввозить в страну и продавать индийский ситец и изделия из него. С тех пор история лоскутного шитья в стране получила толчок к развитию.

Ситец стал контрабандным и дорогим. Пошив из него одежду, бережливые англичанки остатки ткани пускали на другие изделия — в основном аппликации для шерстяных и льняных полотен. Самые мелкие лоскутки собирались в мозаику, образуя единое полотно.

История лоскутного шитья в России

В нашей стране упоминания о данной технике встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета это искусство достигло в конце XIX в., что связано началом развития производства ситца машинным способом на мануфактурах и повсеместным распространением недорогих тканей из хлопка с набивным рисунком. Таким образом, в нашей стране вся история лоскутного шитья кратко сводится к появлению промышленного производства в текстильной сфере.

Ситцевые рубахи и сарафаны прочно обосновались в обиходе. Украшением их, как правило, служил лоскутный орнамент. Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий — и одеяла, и занавески, и коврики, и подушки, и многое другое.

Сделано в России

История лоскутного шитья в нашей стране традиционно сводится к технике «деревенских» узоров — немудреной мозаики из треугольников, квадратов, полосок и контрастных вставок яркого цвета. Наиболее интересными и примечательными можно назвать объемные технологии, характерные для русского шитья.

Суть такой технологии заключается в следующем. Все лоскутки вырезаются по лекалу в виде квадрата или круга и складываются треугольничками. Те группируют рядами и по кругу пристрачивают к основе, которой служит плотная ткань. Другой вариант — ткань разрезается на полосы, из которых скручиваются длинные жгуты. Затем плетется косичка-шнур. Несколько таких косичек разного цвета выкладываются на ткань по кругу и сшиваются друг с другом.

А в наши дни?

В ХХ веке (а именно в 70-е годы) произошел новый всплеск моды на одежду, украшения и интерьеры в фольклорном стиле, на волне которого возродился интерес к данной технике. Этим видом народного творчества заинтересовались музеи, принявшиеся собирать образцы изделий.

В результате появились целые коллекции шедевров народного прикладного искусства (что неудивительно, ведь история лоскутного шитья насчитывает многие десятилетия). А хранятся они во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства Москвы, Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Музее ивановского ситца и множестве городских краеведческих музеев. Лоскутная техника привлекла огромное число современных художников-профессионалов.

Легко ли шить из лоскутков?

Эта техника не так проста, как может показаться на первый взгляд. От художника требуется не только владение навыками шитья, но и тонкое чувство стиля, цвета и, конечно, же, вкус. Хороший результат возможен лишь при высокой точности кроя и сшивания элементов. Разница буквально в несколько миллиметров может привести к перекосу всего изделия. Требуется в совершенстве владеть как ручной, так и машинной стежкой (термин «стегать» означает прошивать насквозь прокладку из ваты, слоя ватина или любого другого материала, помещенную между двумя слоями декоративной ткани). Стежка может иметь различные узоры, которые дополнительно украшают изделие.

Читать еще:  Стеллаж из гипсокартона своими руками

Чего только не шьют мастерицы из разноцветных лоскутков! Ими создается множество разнообразнейших вещей — от тряпичных кукол, одеял, скатертей, подушек, занавесок, прихваток, ковриков до панно и картин, а также сумок, жакетов и жилетов. Имея развитый вкус, художница обладает полной свободой в выборе тканей и составлении своего собственного, всегда неповторимого рисунка.

Овладение тонкостями данного самобытного искусства требует терпения и запаса времени. Начинающим рукодельницам можно посоветовать взяться за несложное изделие маленького размера, например, прихватку. При изготовлении любого предмета в лоскутной технике прежде всего нужно освоить соединение пары различных по цвету прямоугольных треугольничков одного размера в квадрат, затем составление из подобных квадратов полосы, после чего уже следует сшивание ряда полос в сплошное полотно.

Что требуется от художника

Необходимая составляющая успеха — наличие аккуратности и художественного вкуса. Чтобы композиция не рябила в глазах, кусочки ткани обязаны гармонировать друг с другом по цвету. Удачное геометрическое решение может придать композиции поистине неповторимый колорит. Сложность возникает при работе с лоскутками, имеющими, помимо основного узора, множество дополнительных цветов и оттенков. Составляя единое полотно, мастеру приходится ежеминутно проверять достигнутый эффект. И главным в его работе выступает не теория цветовых сочетаний, а собственная интуиция.

Поражает и притягивает внимание необычайное разнообразие лоскутных поделок. В убранстве кухни в глаза бросаются скатерти, нарядные салфетки, пестрые прихватки, в спальне — одеяла, всевозможные пледы и наволочки. Попадая в гостиную, мы обращаем внимание на декоративные панно, а в гардеробе хранятся аксессуары в виде кошелька, сумки и даже одежды — ею может быть уютный стеганый жилет или летний сарафан в народном стиле.

Современные тенденции

В наши дни лоскутное шитье привлекает как художников-профессионалов, так и мастеров-любителей. Кто-то увлечен пошивом одеял, источником вдохновения сделав национальное искусство, другой выбрал изготовление одежды, обогащенной декоративным многообразием народного русского костюма.

В любом из случаев прослеживается переплетение современной техники шитья с народными традициями, а посредством того — проникновение в культурное наследие прошлого. Для лоскутных работ русского стиля характерна особенная яркость, «веселье» красок. В узорах всегда присутствует многоцветие, там непостижимым образом гармонично сочетаются разнообразные пестрые мотивы, ткани нескольких фактур.

В ряде российских городов поклонники этого самобытного замечательного творчества организовали свои клубы. Любители лоскутного шитья проводят совместные акции, встречи, выставки и фестивали, вплоть до реализации международных проектов.

История развития лоскутного шитья отнюдь не завершена и в наши дни. Во всем мире такое ремесло возрождается заново, многие страны претендуют на приоритет в данной сфере прикладного творчества. Пожалуй, правильнее всего считать его интернациональным искусством — принадлежащим целому миру. Как и прочие способы художественного самовыражения, оно служит доступным и понятным языком взаимодействия представителей разных конфессий и наций.

История возникновения лоскутного шитья

Лоскуток к лоскутку — и на глазах получается изысканный узор, вызывающий умиление и восторг у детей и взрослых. Несмотря на интенсивное развитие современных технологий, именно к этому виду рукоделия снова возвращается былая популярность. Шитье из лоскутков занимает достойное место среди таких видов рукоделия, как шитье, вязание, вышивание.

История лоскутного шитья

История лоскутного шитья почти такая же древняя, как этот мир. По крайней мере, с тех пор как люди начали использовать пошив для изготовления своей одежды. В каирском музее содержится одеяние, созданное из кусочков кожи газели, возраст которого определили в примерно тысячу лет до нашей эры. В Японии XVI ‒ XIX веков носили одежду, украшенную узором из лоскутов. Из этого следует, что техника шитья из лоскутков, вероятно, пришла в Европу с Востока.

Стесненность в средствах толкнула рукодельниц на создание этого стиля. Но они в то время и не догадывались, что в будущем возникнет целое искусство, основанное на аккуратном сшивании одежды и предметов быта из маленьких разноцветных кусочков ткани. Тогда бережливые хозяйки годами собирали обрезки тканей, оставшихся после раскроя, или целые фрагменты от износившейся одежды. Таким
способом пополняли свой гардероб жители многих стран, возможно, даже независимо друг от друга.

История лоскутного шитья в России

Лоскутное шитье в России стало известно в XVIII веке, но только в кругах старообрядцев. И только в конце XIX века эта техника стала широко известна, но в основном среди крестьян. На Руси, например, после окончания XVII века появились первые тканевые полотна фабричного производства, ширина которых составляла более семидесяти сантиметров. Благодаря такой ширине после раскроя оставались кусочки тканей, из которых шили одеяла (в Историческом музее Москвы даже хранятся некоторые из них). Большой популярностью в быту пользовались лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани. После 1917 года шитье из лоскутов определили как прикладное искусство.

Американская история развития пэчворка

Однако считается, что история пэчворка в том виде, который мы знаем сейчас берет свое начало от европейцев, в спешке покинувших свои дома в направлении Северной Америки. Бросив большую часть своего имущества (а многие и вовсе не имея его), переселенцы испытывали острую нужду во всем. Их одежда за время долгого странствия сильно износилась, денег не хватало на еду. Поэтому предприимчивые жены первых американских иммигрантов додумались до таких ухищрений: из 2-х слоев ткани и утепляющей прокладки между ними они шили одеяла. Верхний декорированный слой был выполнен из разноцветных элементов, а нижний — однотонный. Эта техника шитья получило название квилт, который является ближайшим родственником пэчворка.

Позже квилтинг стал традиционным видом искусства в Америке. Согласно обычаю приданое невесты должно было включать в себя тринадцать одеял в стиле квилт, последнее из которых изготавливалось после помолвки девушки и содержало в себе эффектный орнамент из почти семисот разноцветных ромбов.

Постепенно техники пэчворк и квилт совершенствовались, в руках мастериц превращаясь в настоящие шедевры. Рукодельницами были разработаны целые методики и разнообразные приемы в исполнении своих работ. Несмотря на то, что сшивание изделия из лоскутов требовало немало усилий, множество женщин со всего мира творили свои произведения искусства.

Период Великой депрессии в Америке тридцатых годов отодвинул уже ставший национальным видом творчества пэчворк на далекий план. Это связано с тем, что ткани почти не поступали в продажу и были не по средствам большинству жителей страны. Популярность в эти годы приобрела одежда, выкроенная из мешков для продуктов.

Периоды популярности лоскутного шитья совпадали с периодами экономических трудностей в той или иной страны.

Такое оригинальное и самобытное искусство как пэчворк или квилтинг не могло окончательно остаться в прошлом. В семидесятых годах XX века оно пережило свое второе рождение, став модным досугом среди жительниц Соединенных Штатов Америки. Особенно массово внимание американцев обратилось к лоскутному шитью к годовщине празднования двухсотлетия независимости. Тогда, в 1976 году были найдены и извлечены из чердаков старинные семейные квилты и другие изделия в стиле пэчворк.

Занятия лоскутным шитьем значительно упростились в связи с появлением швейных машинок и других приспособлений, облегчающих сборку неповторимых орнаментов. Рукодельницы копировали и преображали старые узоры лоскутной мозаики, создавали новые техники и способы сбора тканевых элементов.Они объединялись в специализированные кружки и группы рукоделия, которые со временем перенеслись в Европу и в другие уголки земного шара.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Библиотека (28)
  • Алексеев С. Т. (12)
  • Словари (2)
  • Бисер (24)
  • Деревья из бисера (8)
  • Книги по бисероплетению (1)
  • Техника (2)
  • Украшения из бисера (5)
  • Цветы из бисера (8)
  • В помощь рукодельницам (50)
  • Всё для дневника (45)
  • Новичкам (18)
  • Оформление (25)
  • Рамочки (1)
  • Вышивка (43)
  • Гладью (2)
  • Ковровая вышивка (8)
  • Тамбурный шов (2)
  • Хардангер (10)
  • Вышивка крестиком (158)
  • Разное (28)
  • Рушники (18)
  • Схемы бискорню (17)
  • Схемы из Pounto croce (1)
  • Схемы, орнаменты (93)
  • Вязание крючком (235)
  • Безотрывное вязание (1)
  • Вязание на вилке (5)
  • Детская одежда (31)
  • Женская одежда (20)
  • Ирландское кружево (59)
  • Кайма, кромка (7)
  • Мелочи (14)
  • Схемы, мотивы (61)
  • Техника (32)
  • Фриформ (3)
  • Вязание спицами (390)
  • Береты, шапочки (17)
  • Варежки (21)
  • Варежки с орнаментом (45)
  • Жаккард, схемы (22)
  • Женская одежда (34)
  • Малышам (44)
  • Мужская одежда (60)
  • Носки, джурабы (47)
  • Образцы вязания (35)
  • Техника (74)
  • Вязаные игрушки (6)
  • Журналы по рукоделию (362)
  • Бурда вязание (5)
  • Дуплет (136)
  • Журнал Мод (26)
  • Носки, варежки (122)
  • Разные (68)
  • Сабрина (2)
  • Здоровье (4)
  • ОДС (1)
  • Интерьер своими руками (40)
  • Делаем мебель (17)
  • Дизайн (19)
  • Ремонт (4)
  • Компьютер (38)
  • Программы (10)
  • Создаем сайт (3)
  • Фотошоп — уроки (15)
  • Красивый дом (201)
  • Абажуры (3)
  • Коврики (64)
  • Комнатные растения (33)
  • Мелочи (50)
  • Подушки (23)
  • Покрывало (10)
  • Салфетки (9)
  • Скатерти (8)
  • Шторы, занавески (2)
  • Кружево (270)
  • Игольное кружево (9)
  • Баттенбергское кружево (6)
  • Брюггское кружево (3)
  • Ленточные кружева (2)
  • Румынское (шнурковое) кружево (246)
  • Кулинария (48)
  • Выпечка (6)
  • Десерт (1)
  • Журналы по кулинарии (6)
  • Из фарша и теста (1)
  • Суши, роллы (5)
  • Украшение блюд (21)
  • Хлеб (3)
  • Ландшафтный дизайн (6)
  • Мастер- классы (14)
  • Мой «размерчик» (14)
  • Крючок (11)
  • Спицы (3)
  • Музыка (29)
  • Авторская песня (18)
  • Исполнители (4)
  • На разбор (31)
  • Народные промыслы (97)
  • Гжель (16)
  • Деревянное зодчество (4)
  • Жостовские подносы (7)
  • Лаковая миниатюра (36)
  • Матрёшка (3)
  • Резьба по кости (3)
  • Роспись (14)
  • Русские народные игрушки (3)
  • Филигрань (1)
  • Хохломская роспись (5)
  • Образование (140)
  • Россия (6)
  • Дошкольное (5)
  • Загадочное, непознанное (1)
  • Живопись (10)
  • История славян, история Руси (116)
  • Орнаменты (22)
  • Плетение (29)
  • Из газет (20)
  • Из лент (2)
  • Из шнура (1)
  • Макраме (3)
  • Мандалы (1)
  • Подарки (6)
  • Упаковка (6)
  • Поделки (33)
  • Из пластиковых бутылок (8)
  • Из солёного теста (5)
  • Разное (15)
  • Свечи ручной работы (3)
  • Украшения (2)
  • Поэзия (2)
  • Любимые (1)
  • Работы мастеров (12)
  • С праздником (5)
  • Новый год (5)
  • Ссылки (59)
  • Для блогера (11)
  • Разное (11)
  • Ссылки по рукоделию (18)
  • Электронные книги (22)
  • Техники рукоделий (40)
  • Берлинго (5)
  • Работа с янтарём (2)
  • Ганутель (9)
  • Декупаж (6)
  • Канзаши (3)
  • Мозаика из яичной скорлупы (2)
  • Папье-маше (5)
  • Пэчворк (8)
  • Ткачество (14)
  • Браное ткачество (1)
  • Ткачество на бердо (1)
  • Трафареты, рисунки (21)
  • Удивительный мир (5)
  • Красота природы (4)
  • Необычные явления природы (1)
  • Шитьё (18)
  • Разное (11)
  • Техника (7)
  • Шнуры (18)
  • Этнография (3)
  • История национального костюма (3)
Читать еще:  Ппу система напыления polynor

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ИЗ ИСТОРИИ ПЭЧВОРКА .

Суббота, 01 Декабря 2012 г. 04:34 + в цитатник

ИЗ ИСТОРИИ ПЭЧВОРКА .

ПЭЧВОРК

Лоскутное шитьё (также пэчворк, от англ. patchwork) — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников. В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шелковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.

В Новый Свет стёганое полотно попало вместе с переселенцами в 20-х годах XVII века. Из-за нехватки тканей починка стёганых одеял производилась с помощью кусков из старой одежды. Дальнейший дефицит тканей закрепил традицию изготавливать стёганые изделия из лоскутов. Они с течением времени усложнялись, каждая мастерица старалась создать квилт со своим особенным узором и комбинацией цветов. Обыкновенно американские хозяйки шили верхнюю часть квилта зимой. На простёжку квилта собирались весной все соседки, по вечерам, после работы, к ним присоединялись мужчины. Практически все американские квилты, созданные до 1750 года, изготовлены в технике пэчворка. С течением времени сформировались традиционные блоки узоров лоскутного шитья. Названия многих из них связаны с реалиями повседневной жизни («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Корзинка для штопки»); местностью, в которой этот узор был придуман («Звезда Огайо и Техаса»); ассоциациями с историями из Библии («Лестница Иакова»). Позднее (до 1850 года) стала популярна аппликация. Сохранилось очень мало старинных одеял в технике пэчворка, так как они были предметами повседневного обихода в то время, как квилты с аппликацией предназначались для особых случаев.

На Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии экспонировались английские работы в новой технике: крейзи (англ. crazy, безумный, известна также под названиями «Спираль», «Карусель», «Роза») из шёлковых тканей, дополненные вышивкой. Техника крейзи позволяла создавать композиции из лоскутков роскошных тканей (парчи, бархата, шёлка) любой формы, расцветки и рисунков, собранных произвольно. Швы, соединяющие лоскуты, украшались разнообразной вышивкой, сами изделия могли дополняться аппликациями и рисунками на ткани. Новый вид рукоделия в 1879 году описал иллюстрированный журнал «Петерсон». Это направление в пэчворке получило название «расшитый квилт» или «японский шёлк» (из-за широкого использования восточных мотивов). Изделия предназначались лишь для украшения, так как лоскутки скреплялись небольшим количеством швов без простёжки, края были декорированы бахромой, кистями, помпонами, кружевом, а прокладка давала усадку, что не позволяло стирать их. Более утилитарные вещи создавались в религиозных кружках рукоделия, где в полотно в стиле крейзи добавляли практичные материалы: шерстяные и хлопковые ткани. Новая техника породила целое направление в американской торговле, предлагающее всем желающим готовые наборы, рисунки вышивок и расписанные вручную блоки шёлка для изготовления пэчворка. К 10-ым годам XX века популярность крейзи идёт на убыль, уступая место обычным видам лоскутного шитья. Модные веяния не коснулись некоторых религиозных общин, оставшихся верными приёмам шитья, выработанным годами: только традиционные узоры и одноцветные ткани используют и сегодня мастера квилта из сект амишей и менонитов.

В 70-х годах XX века в Америке интерес к пэчворку возродился. Стали популярны квилт-клубы, специализированные магазины предлагают покупателю все необходимые материалы для этого вида декоративно-прикладного искусства, широкий ассортимент тематических книг и журналов. В 1971 году Ив Сен-Лоран создал модель, декорированную лоскутным шитьём, предвосхитив новое направление в моде — увлечение фольклорным романтизмом.

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. Вещи, создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию. Однако в приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объемные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения. После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

Ссылка на основную публикацию